Аннотация к мозаичной композиции «Мать и дитя».

 alt

 

Коренной сочинец, Заслуженный художник России В. В. Лубенко внес свой вклад в реконструкцию парка «Дендрарий».

 Объектом для реконструкции был выбран свод Грота в отделе Кавказской флоры.

Место было выбрано не случайно. В структуре «Дендрария» кроме исторической части представлены географические отделы Юго-восточной Азии, Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии, Средиземноморья и другие. Так как авторская идея подразумевала показать значение города Сочи в планетарном масштабе, то и расположение объекта было приурочено к Кавказскому отделу парка.

 Основные тезисы работы: Сочи – город мира, город дружбы, город-курорт, источник исцеления и вдохновения.

 Мозаичная композиция «Мать и дитя» пронизана идеей возрождения, продолжения рода и национальных традиций, рассвета природы, общества и единения культур.  Она наполнена множеством собирательных аллегорических образов, как бы в продолжение темы задаваемой исторической частью парка.

 В центре композиции расположен образ материнской любви - символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви, символ плодородия.

Тему «Источника добра и любви» удачно дополняет настоящий ручей с каскадом бассейнов.

 Образ младенца – символ рождения новой жизни. Это образ возрожденного Сочи, возрожденного парка Дендрария, что также символично в преддверии Олимпиады 2014.

 Сверкающий золотой медальон, в котором расположены Мать и дитя, как символ победы любви, созидания, дополнения над всеми невзгодами и сложностями, он как золотая медаль победителя, как символ России - победительницы.

 Медальон объединяет собой разноликую природу Черноморского побережья Кавказа: снежные вершины гор и вечно шумящее Черное море.

 Образ голубя - это символ мира, чистоты и любви. Символ того, что «город Сочи – посланец мира». В Древней Греции посредством голубей передавали сообщения о победах на Олимпийских играх.

 Образ дельфина - это символ мудрости, верности, остроумия и легкости мышления. Он также выступает в качестве символа морской стихии, свободы, радости, благородства. Дельфины – талисман путешественников.

 Образ человека, спускающегося с горных вершин – это образ венценосца, венчающего крепкий брак, ценности семьи и воспитания будущих поколений, а так же венчающего победителей лавровым венком.

 Восход солнца над морем - это символ рождения нового дня, новой жизни, новых побед.

 Фигура атлета, оторвавшегося от земли – символизм стремления к духовности. Отражение философии олимпизма, возвышающей и объединяющей в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Это отражение декларируемой цели олимпизма -повсеместному становлению спорта на службу гармоничного развития человека, с тем чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.

 Мозаичная композиция «Мать и дитя» имеет высокохудожественную ценность и создана на высоком технологическом уровне. Мозаика выполнена из академической смальты и плотных сплавов цветного стекла. Отличительной чертой мозаики Владимира Лубенко, которая придает уникальность именно его мозаикам, является уникальный эксклюзивный модуль, сочетание модулей. Если Вы внимательно посмотрите на мозаику, то увидите, что она сочетает в себе разные по размеру, форме, а также графическому рисунку модули, что используется для достижения эффекта присутствия, объемности, эффекта живой картины. Такое гармоничное сочетание разных модулей и является авторским подчерком Владимира Лубенко в мозаике.

Итальянский неоклассик Марко Бравуро  признался, что работы Лубенко отличаются глубиной, силой и остротой ощущения материала в искусстве, которые итальянцы считают исконно своим, а его полотна назвал выдающимися достижениями мировой мозаичной практики.

 Данный проект очень сложный с технической точки зрения, т.к. имеет необычную форму, сложной конфигурации. Т.к. мозаика набиралась не «прямым набором»(т.е. не непосредственно в гроте), а отдельными геометрическими фрагментами в мастерской художника, которые необходимо было очень  точно стыковать в сферическую форму уже в гроте, не нарушения композиции.

 Мозаичная композиция «Мать и дитя» гармонично дополняет собой яркий и живой  портрет города Сочи. Эта мозаика Владимира Лубенко, засверкавшая в Гроте Дендрария, искусно продолжает традиции мозаичного оформления Сочи, города, богато украшенного мозаичными стелами, фасадами и другими малыми архитектурными формами.

Любимый всеми, «аристократически прекрасный академический парк Дендрарий», как отзывается о нем Владимир Лубенко, не только редкостный  и ценнейший заповедник, но и богатый садово-парковый ансамбль, несущий в себе беседки разных стилей и эпох, скульптурные композиции, где герои и боги, как будто застыли на мгновение в своем танце и движении, роскошные декоративные вазы и символичные животные, охраняющие мир и покой.

Неповторимые фонтаны, такие разные, как например, «Амуры», «Царевна Лебедь» стали визитной карточкой парка. Скульптура фонтана «Царевна Лебедь», выполненная из литого базальта, смотрящая с высоты гор на горизонт моря, кажется летящей птицей, по-настоящему «Сказкой», спускающейся с облаков.

Мозаичная композиция «Мать и дитя» создана Владимиром Лубенко специально для парка Дендрария, соединяет в себе лучшие традиции ансамбля, дополняет и античные аллегории, и символизм парка, продолжая красивые легенды парка о любви и счастливой жизни.


История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э.  На Востоке в качестве материала использовались глиняные обожженные палочки, которые затем раскрашивались, для таких мозаик использовались геометрические мотивы.

Вблизи Средиземноморья  в античные времена появилась новая мозаичная техника из необработанной гальки, мотивами для мозаик служили изображения людей, животных.

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху Эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло.

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл , дворцов. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла —смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым. Создаются образы святых, украшаются храмы.

Эпоха Рококо  предзнаменовала собой появление нового природного материала  раковин морских моллюсков для создания мозаик.

На Востоке дворцы шахов также украшали мозаики из разноцветных мелких стекол, наряду с настенными росписями.

Мозаика в России продолжает традиции византийской мозаичной школы. Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов.

В конце 19 века практиковался «прямой способ» мозаики, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог. При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт.

В Италии появился  другой способ набора мозаики, который был более экономичен. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского». При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

В качестве мозаичных материалов используются традиционные — природный камень, смальта, керамика и металл. Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец — художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров — по части размеров и конфигураций.

Мозаика Владимира Лубенко объединяет в себе все традиции мозаичного мастерства разных эпох и культур, синтезирует все лучшие художественные возможности и средства выражения.

Владимир Лубенко, профессиональный художник монументалист, создает и интерьерные проекты, мозаичная живопись является уникальным явлением в культуре, по богатству и неповторимости способна была бы достойно украсить дворцовый интерьер. В тоже время каждая мозаичная картина, складывающаяся из разнообразных по пластике модулей-мазков, обрамленных контрастными штрихами мозаичных граней, превращает мозаичную реальность в многомерный мир живых образов.

Большой опыт мозаичного мастерства Владимира Лубено проявляется в огромном экстерьерном проекте «Санкт-Петербург – Олимп культуры - Музей под открытым небом», где разная по технике мозаика способна погрузить зрителей то в мир античных образов, богов, героев и атлантов, то в таинственную культуру Древнего Востока, Индии. Там перекликаются и ритм римской мозаики и «живые» мозаичные полотна на целых фасадах стен.

Мозаичные мировые традиции удивительно полно и синкретично представлены в каждом мозаичном произведении В. Лубенко. Его экстерьерный проект,  мозаичный образ Христа «Спас Нерукотворный», расположенный над входом в Часовню Св. Марии Магдалины в Павловске под Санкт-Петербургом, оформленный золотом, уникально сочетает в себе расцвет Византийской школы мозаики и авторский стиль сочетания мозаичных цветовыхточек, линий, пятен.

Так же и монументальное мозаичное полотно «Образ Казанской Божьей Матери», венчающий врата в Казанском мужском монастыре Самарской епархии, передает живость и святость образа, который, несмотря на значительные размеры, способен  донести живую душу до каждого.

Мозаичная композиция, украшающая природный заповедник Дендрария очень редкое явление, так как таких мест на планете единицы, и находится здесь мозаика Владимира Лубенко, такая сложная и наполненная, но в тоже время естественная и всем родная «Мать и дитя».